Сбор
информации. По данной теме "
Правописание слов с проверяемыми безударными
гласными в корне" мы собрали следующую
информацию. Со слов Карнауховой Т. Н.,-
руководителя ШМО учителей начальных классов -
учащиеся Рыжова А. и Бурлакова М. узнали, что
систему работы над этой орфограммой учителя
начальных классов начинают с первого класса.
Сначала учат первоклассников определять место
ударения в слове и находить безударную гласную.
Тогда же школьники начинают учиться подбирать
родственные слова. Часто на уроках используют
игру "Кто подберёт больше родственных слов?"
Эта игра проводится как на уроках, так и в группе
продлённого дня. Начиная со второго класса,
постоянно проводится разбор слов по составу.
Слова для разбора, для диктанта берутся такие, в
которых ученики могут допустить ошибку. На
уроках, внеклассных занятиях, в ГПД для
предупреждения и преодоления ошибок в
правописании безударных гласных используются в
основном следующие приёмы проверки безударных
гласных корня:
1) Замени единственное число
множественным;
2) Замени множественное число
единственным;
3) Добавь суффикс;
4) Отбрось суффикс.
Эта работа продолжается и
в последующих классах. Бурлакова И. Ю. - завуч по
учебно-воспитательной работе -, анализируя
контрольные и практические работы учащихся 4
классов, отметила следующие трудности, с
которыми сталкиваются школьники: около 40%
учащихся не умеют вычленить слова с безударной
гласной в корне из ряда слов, содержащих другие
виды орфограмм в корне; 19% учащихся не могут
подобрать однокоренные или проверочные слова.
Тебенькова О. и Суркова Т. задали Стефанивой С. В. -
школьному психологу-вопрос: "Почему
большинство учащихся не умеют вычленять слова с
безударной гласной в корне из ряда слов,
содержащих другие виды орфограмм в корне".
Светлана Владимировна ответила, что„первым и
едва ли не важнейшим шагом по пути становления
орфографического навыка следует назвать
"распознавание грамматической природы
орфограммы и подведение её под соответствующее
правило". Из школьного опыта известно, что это
важнейшее для орфографического навыка умение
само собой не формируется. Нужна достаточно
продолжительная, требующая терпения работа,
направленная на его становление. Чтобы ученик
сам смог подвести орфограмму под
соответствующее правило, он прежде должен её
обнаружить, отнести к определённому виду.
Большинство буквенных орфограмм имеет
опознавательные признаки /буквы о - ё после
шипящих в корне слов, Н и НН в именах
прилагательных, правописание приставок на з, с и
др. У слов с корневой безударной гласной таких
явных признаков нет. Поэтому многие учащиеся не
умеют вычленить слова с безударной гласной в
корне из ряда слов, содержащих другие виды
орфограмм в корне. Причина столь низкого уровня
сформированности навыка видения этой орфограммы
заключается, вероятно, в том, что учащиеся
зрительно не ощущают корня, выделяют его "в уже
написанном слове" и "выделяют его
формально" (М. М. Разумовская), не связывают
этот корень с его вещественным значением. Из
беседы с учащимися 4а класса Жигалова 3. и
Бочевская С. выяснили, что, подбирая однокоренные
слова к словам с проверяемой безударной гласной
в корне, они ориентируются на такие, которые
"пишутся одинаково, а по смыслу разные",
"которые совпадают по ударениям", считают,
что подобрать однокоренное -"значит изменить
слово" и т. п.. Обращая внимание лишь на внешнюю
похожесть проверяемого и проверочного слов,
учащиеся не учитывают главного: нужно выделять
корень, опираясь на его значение.
Таким образом, оказывается, что
сформированность двух умений:
1) видение названной орфограммы и 2) опора
на семантику - взаимосвязанный процесс.
Формирование этих двух умений должно стать
основным в процессе закрепления правописания
проверяемых гласных в корне. Коротницкая Н. и
Пенетова А. обратились к учителю начальных
классов Соловьёвой Т. А. и Кошкаровской Л. В. -
учителю русского языка и литературы с вопросом;
"Какими учебными пособиями вы пользуетесь на
данную тему?" Татьяна Анатольевна ответила,
что у неё и у каждого ученика 4 класса есть
учебное пособие под редакцией Т. И. Куропаткиной,
рекомендованное редакционно-издательским
советом Самарского государственного
педагогического университета. Оно предназначено
для организации занятий учащихся I - IV классов по
изучению правописания безударных корневых
гласных, проверяемых ударением. В учебном
пособии даётся описание методики работы над
безударными проверяемыми гласными в корне с
использованием словаря корневых морфем.
Аналогичным пособием (только для учащихся V - VIII
классов) пользуется и Людмила Валерьевна.