№2. Подберите проверочные слова к
приведённым ниже.
Долина, зарождение, испарение, обнажать,
обогащаться, обстоятельство, объединение, оземь,
озимь, ознаменование, поглощать, посвящение,
просвещение, раскалённый, слипаться, сокращение,
соревнование, увядать, угрожать, удаляться.
№3. Перепишите, вставляя пропущенные
буквы.
1. Месяц величаво поднялся на небо
посв...тить добрым людям и всему миру.2. В то время
все науки препод...вались на латинском языке.3.
Влажный, промозглый воздух ещё не успел
разр...диться после ночи и был тяжёл. 4. Маменька
обв...ла удивлёнными глазами свою комнату. 5. Она
накинула на голову зелёный газ, обв...ла его концы
вокруг шеи. 6. Всё погл...щается бездонной
тр...синой нашей жизни. 7. Степь до самой зари не
могла охладиться от погл...щённого за день жара. 8.
По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему
лучше всего было посв...тить себя кабинетным
занятиям. 9. Отец подр...жал деду в обращении с
братьями, с мамой, со мною. 10. Желтоватый снег
опилок густо порошил, нав...вая внизу сугроб. 11.
Толпа не понимала, как это могло случиться, что
столь быстро разр...дилось общее гневное
настроение. 12. Лётчик обл...котился о перила и
смотрел, как разгорается рассвет.
№4. Проверьте написание безударных
гласных в корнях выделенных слов.
1. Бельё необходимо полоскать несколько
раз.- Детям хотелось поласкать пушистую
собачонку.2. Не давайте козам залезать в огород.-
Подстреленный волк пытался зализать рану. 3.
Первые свой стихи поэт посвятил детям.- Мальчик
посветил нам фонарём. 4. Нужно было разредить
густые всходы.- Пришлось разрядить ружьё. 5.
Ласточка свила гнездо под крышей дома.- Мать
свела ребёнка по лестнице за руку. 6. Рыбу
отварили в солёной воде.- В комнате отворили все
окна. 7. Не следует умалять значение этого факта,-
Больной продолжал умолять о помощи. 8. Лёгкий
ветерок обвевал лицо.- Плющ обвивал ствол дерева.
9. Дорогу можете узнать у местного старожила.-
Собака отлично сторожила. 10. Сестра примеряла
новое платье.- Мать примиряла поссорившихся
детей.
№5. Объясните написание выделенных
гласных.
Поставьте знак ударения. Поглощать,
преподаватель, остановиться, долина, прополоть,
обнажить, увлечение, залепить, растрепать,
определение, обстоятельство, растолковать,
распространить, наслаждаться, обновлённый,
возрождение, ознаменовать, продолжение,
пренебрежительный.
№6. Проверьте неударяемые гласные в
корнях выделенных слов; сопоставьте эти слова
попарно.
1. Первые свои стихи поэт посвятил детям.-
Мальчик посветил нам в тёмном коридоре. 2. Бельё
необходимо полоскать несколько раз.- Детям
хотелось поласкать пушистую собачонку. 3. Не
давайте козам залезать в огород.- Убежавший волк
пытался зализать рану. 4. Следует разредить
частые всходы.- Пришлось разрядить ружьё. 5.
Ласточка свила гнездо под крышей дома.- Мать
свела ребёнка по лестнице за руку. 6. Не следует
умалять значение этого факта.- Раненый продолжал
умолять о помощи. 7. Лёгкий ветерок обвевал лицо.-
Плющ обвивал ствол дерева. 8. Сестра примеряла
новое платье.- Учительница примиряла
поссорившихся школьников.
№7. Перепишите, вставляя неударяемые
гласные.
1. Наступление развивалось по всему
фронту.- Волосы разе...вались на ветру. Раек...ли
железо, прежде чем его ковать.- Раек...ли полено и
подбрось его в огонь. Скр...пите разрозненный
лист.- Не скр...пите перьями. 4. Ослепительный свет
молнии озарил небо.- Глаза сл...пались от
усталости. 5. Ребята зап...вали весёлые песни.-
Лекарство зап...вают водой. 6. Лесоруб закл...нил
топор.- Зря не кл...ните судьбу. 7. Нельзя об...жать
слабых.- Попробуйте об...жать эту территорию. 8. Не
так легко ст.. .чать сапоги.- Нужно было ст.. .чить
зазубрину на ноже.
№8. Объясните правописание гласных в
корнях выделенных слов.
1. Левинсон решил заночевать в тайге. Он
надеялся, прощупав путь разведкой, пробраться в
долину. 2. Людям кажется, что Голодная степь - это
где-то очень далеко, туда надо ехать и ехать. 3.
Лицом к Метелице сидел красивый полный офицер с
трубкой в зубах. 4. Он был как будто прежний,
спокойный и молодой, всё те же глаза мальчишки, но
только...совсем седой.
№9. Подчеркнуть в данных словах
проверяемые безударные гласные корня.
Чтобы стало ясно лексическое значение
слов, подобрать к каждому подходящие по смыслу
слова. Проредили - зарядили, слизала - слезала,
примерять - примирять, развивался -развевался,
спешу - спишу, скрипеть - скрепить, заплатить -
уплотнить, поласкать -полоскать, долина - далёкий.
Объяснительный диктант
№10. Найти в предложениях слова с
проверяемыми безударными гласными в корнях и
подобрать однокоренные проверочные слова.
Обратить внимание: корни в проверочных и
проверяемых словах должны иметь одно и то же
значение. В тумане полились воды, затрещали и
сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные,
вспенившиеся потоки, с вечера разорвался туман,
тучи разбежались барашками, прояснело, и
открылась настоящая весна. Утром яркое Солнце
быстро съело тонкий ледок, и весь тёплый воздух
задрожал от испарений ожившей земли.
Диктант «Проверяю себя»
№11. Подчеркнуть проверяемые
безударные гласные в корнях слов и объяснить их
написание.
1. Вите подарили золотых рыбок. Они
плавали в большой банке с водой. Солнечный луч
заглянул в банку и крошечным солнышком разлёгся
на золотом песочке. А рыбки? Каждая их чешуйка
переливалась. 2. Небо затянулось тяжёлыми
осенними облаками. 3. В сыром воздухе уже
чувствовались лёгкие запахи весны. 4. Медведь
мягко ступал по хрупким веточкам. 5. Гроза
наводила на меня тяжёлое чувство тоски и страха.
6. Железная дорога шла по низкой местности. 1. В
хорошее весеннее утро мы отправились в ближний
лес для прогулки. 2. Дятел сорвёт с ветки шишку и
достанет острым языком семена. 3. В сухом морозном
воздухе сверкает на Солнце серебристый иней. 4.
Редко доносится треск деревьев. 5. Морозные лучи
Солнца осветили прекрасную картину зимнего леса.
6. Клёсты I. водятся во всей северной Европе, где
есть еловый лес. 7. Красивый красный цвет клёста
пропадает, если его держать в клетке. 8. Жила у
меня в комнате сова, спала днём на печке. 9.
Держать сов в комнате очень интересно и легко. 10.
Совы любят купаться в свежей воде и в сухом песке.
11. Пищу взрослой кукушки составляют бабочки,
гусеницы, жуки, ягоды. 12. Гнездо иволга вьёт
высоко на дереве.
Зрительный диктант
№12. Выделенные слова разобрать по
составу.
Объяснить написание безударных гласных
в корнях слов.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй, сухой и острой,
Набегает холодок.
Улетела злая вьюга,
Принесли тепло грачи.
Побежали друг за другом
Беспокойные ручьи
Уж первый снег проносится, белея.
И тихо падает.
Уже вода
Застыла на поверхности пруда.
Листва редеет, и светлей аллея.